Сергей Скрементов рассказал о ситуации с землями сельхоз назначения в Тюменской области
Как уже редакция журнала «АГРОФОРУМ» («АФОРУМ.РФ») сообщала на сайте издания: в Тюмени 12 апреля сего года состоялась однодневная конференция, организованная совместно Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Тюменской области и местной структурой Россельхознадзора. Мероприятие рассчитано было на бизнесменов региона.
Среди запланированного семинара для бизнеса на тему: «О внедрении электронной ветеринарной сертификации» были рассмотрены и другие вопросы, относящиеся к деятельности Россельхознадзора, в том числе в части исполнения норм законодательства о землях сельхоз назначения.
В своем выступлении Сергей Скрементов, начальник отдела земельного надзора и организации контрольной деятельности Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам, обращаясь к собравшимся отметил: «Важно соблюдать законы при осуществлении деятельности на землях сельхоз назначения, не допускать правонарушений, своевременно реагировать на требования надзорных органов».
Сергей Александрович Скрементов подробно остановился на примерах типичных нарушений законодательства в сфере не целевого использования земель сельскохозяйственного назначения на территории Тюменской области, познакомил участников конференции с базовыми законами РФ, касающимися земельного законодательства и правоприменительной практики.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
— использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
— своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
— соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
— не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы…
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ в целях охраны земель арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Из ст. 1 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» следует, что воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения – сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий. Агрохимические мероприятия – совокупность научно обоснованных приемов применения агрохимикатов и пестицидов в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при обеспечении мер по безопасному обращению с ними в целях охраны окружающей природной среды.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» арендаторы земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Как следует из п. 1.2 ГОСТа 17.4.3.04-85 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения» определение норм, сроков и техники внесения удобрений, химических мелиорантов и других средств химизации должно производиться с учетом данных агрохимического обследования почв.
В соответствии с п. 2.19 СанПин 1.2.2584-10 от 02.03.2010 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов» применение агрохимикатов в сельскохозяйственном производстве проводится только после предварительного обследования сельскохозяйственных угодий.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. За совершение правонарушений по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, предусмотрено административное наказание в виде штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В первом квартале 2017 года специалистами Управления в сфере земельного надзора проведено 56 контрольно-надзорных мероприятий, в т.ч. 11 плановых проверок, 16 внеплановых проверок, 28 плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков и 1 мероприятие в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ. Проконтролировано 38,515тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, выявлено нарушений на площади 19,775 тыс. га.
В ходе надзорных мероприятий выявлено 51 нарушение требований земельного законодательства РФ. Для устранения выявленных нарушений выдано 16 предписаний.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 760,3 тыс. руб. привлечены 3 юридических лица, 2 должностных лица и 11 граждан.
Судами общей юрисдикции в отчетном периоде вынесено 13 решений. Все решения судов, как общей юрисдикции, так и арбитражных, вынесены в пользу Управления.
В бюджеты различных уровней в отчетном периоде с учетом штрафов, наложенных в предыдущие периоды, взыскано 1550,072 тыс. руб.
После выступления были заданы вопросы, касающиеся изъятию земель сельхозназначения у нерадивых собственников (арендаторов).
Владимир Игель,
по материалам пресс-службы
Управления Россельхознадзора по Тюменской области,
Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам,
сайта журнала «АГРОФОРУМ»