Связка «регион – образование – бизнес» поможет решить проблему кадрового разрыва в регионах
Важнейшим итогом финала IХ Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Проходящего в рамках реализации нацпроекта «Образование, стало обсуждение экономических, социальных и технологических тенденций в регионах , а также выработки решений в области развития профессиональной подготовки кадров в ближайшие 5–10 лет.
По словам генерального директора АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия») Роберта Уразова, каждый регион страны сталкивается с нехваткой специалистов необходимой квалификации по востребованным направлениям.
Именно поэтому движение Ворлдскиллс делает упор на формировании горизонтальных связей «регион – образование – бизнес». «В частности, 70 процентов экспертов чемпионата представляют образовательные учреждения (СПО, школы и вузы), а 30 процентов – представители бизнеса и компаний, которые производят оборудование», – сообщил Роберт Уразов. Такие горизонтальные связи позволяют обеспечить регионы требуемыми кадровыми ресурсами.
Обсуждая перспективы актуализации системы подготовки кадров под запрос бизнеса, модернизацию системы профобразования, кадрового обеспечения субъектов РФ и использования ресурсов экспертного сообщества для развития региональных экономик, заместитель генерального директора — технический директор АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» Алексей Тымчиков обобщил информацию о ключевых запросах, с которыми бизнес-компании приходят в Агентство Ворлдскиллс Россия: решение кадровой потребности, использование инструментов Ворлдскиллс, взаимодействие с партнерами, в том числе образовательными организациями, оптимизация бизнес-процессов. Он подчеркнул, что Агентство открыто к постоянному диалогу с партнерами, причем независимо от размеров компании, отраслевой и территориальной специфики. По его оценке, благодаря системному подходу Агентство успешно справляется с задачей масштабирования поддержки по всем направлениям деятельности. Например, если необходимо повысить квалификацию руководителей сотен образовательных организаций по всей стране. «На примере Ворлдскиллс мы видим, что это возможно. Так же, как компетенций, по которым проводятся чемпионатные соревнования, на старте было всего 14, а теперь сотни компетенций, и все работают на системной основе», – отметил Тымчиков.
Тема развития региональных экономик была продолжена в рамках церемонии награждения участников топ-100 лучших образовательных организаций среднего профессионального образования, реализующих мероприятия и проекты Агентства Ворлдскиллс Россия по итогам 2020 года. Число регионов, вошедших в топ-100, по сравнению с предыдущим годом выросло в почти в два раза – с 26 до 41. Директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин подчеркнул, что действующие критерии перечня топ-100 стали мотивирующим фактором для субъектов Российской Федерации, они способствуют новым достижениям.
«Рейтинг – это маршрутная карта, подтверждающая качество образования и уровень подготовки кадров. Колледжи гордятся своими достижениями, ведь за каждым из них стоит серьезный труд всего педагогического коллектива, студентов и управленческой команды», – заявил Виктор Неумывакин.
Одной из важнейших тем деловой программы явилась подготовка самозанятых для выхода в открытую экономическую деятельность. Как рассказала директор Департамента по реализации проектов развития детей и молодежи АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» Евгения Кожевникова, в этом году был запущен пилотный проект вывода студентов СПО в режим самозанятости: «Результаты есть, но проблема в том, что очень маленькое количество молодежи вообще готово к этому и знает о таких возможностях. В активную экономическую деятельность они не переходят». Сейчас Агентство Ворлдскиллс Россия работает с 15 регионами, но есть большие планы: в Минтруд подана заявка на внедрение проекта «Страна мастеров», в планах – вывести на арену экономической деятельности в 2022 году не менее 30 тысяч самозанятых студентов.
Важной темой обсуждения стало развитие демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, включенного в национальный проект «Образование» как одного из самых перспективных форматов оценки качества образования и практических навыков студентов. За первое полугодие 2021 года в демэкзамене приняли участие более 162 тыс. человек, в том числе 121 тыс. – в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА), 40 тыс. – в рамках промежуточной аттестации. Большинство участников экзамена (141 тыс. человек) – выпускники образовательных организаций, остальные – студенты. Заместитель генерального директора по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» Олег Базер отметил, что демэкзамен по стандартам Ворлдскиллс является наиболее объективной формой оценки квалификации, уровня подготовки и навыков молодых людей. «При этом по итогам проведенной нами в ряде регионов аналитики уровень трудоустройства и зарплат у выпускников, прошедших аттестацию на основе демэкзамена, выше, чем у тех, кто сдавал обычный экзамен», – подчеркнул он.
Деловая программа является неизменным спутником финала Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Традиционно она собирает лучших экспертов и практиков из сферы образования. В этом году спикеры обсудили вызовы системы профессионального образования в ближайшие годы и дали оценку достижений и эффекта деятельности движения Ворлдскиллс Россия за прошедшие 9 лет, которые были направлены на развитие регионов, различных отраслей экономики и подготовку кадров для них.