Тюменская область. Саммиту «Россия — страны Африки» 2023 году посвящается Эмилия Петухова : «…. о животном мире Африки через творчество в ладошках….»
Впервые занявшись выпуском раскрасок по ранней профориентации мы столкнулись в редакции с вопросом: что важнее рисовать только внешний контур, ничего не закрашивая или все таки добавлять внутренние детали — разделители. Ведь на многих работах — это глаза, волосы, руки, предметы на столе — другие мелкие детали.
Помогли разобраться с этими вопросами преподаватели МАУ ДО Боровская ДШИ «Фантазия» Тюменского муниципального района, которые занимаются обучением детей различных возрастных категорий азам искусства и навыкам рисования.
По мнению этих преподавателей — экспертов линии должны быть с одной стороны и разделять рисунок на крупные главные части (голова, туловище, руки, ноги и т.п.), а с другой стороны покажут нам, где расположены глаза, нос и рот. На этом подготовительная работа закончена. Дальше приступаем к созданию фона, подготовки рисунка контура на чистом листе целиком.
Главное, чтобы процесс приносил радость детям! Одним из главных условий при рисовании линии должны находиться рядом друг с другом либо часто пересекаться, чтобы узор можно было потом раскрасить. Обязательно чередование крупных и мелких элементов, которые помогут сделать работу контрастнее и интереснее для детей!
Одним из направлений, которое помогает определиться с потенциальными профессиями, является форма работы с детьми через рисунок. Свои знания, умения и предпочтения ребенок может нарисовать. Это дается ему значительно легче, чем написать. Порой в таком возрасте он не знает в достаточном объеме грамоту и не имеет глубокую понятийную речь, чтобы сформулировать точно свою мысль. Но нарисовать, пожалуйста.
А до этого возраста понять ребенка, узнать о его желаниях, выяснить возможности можно через творчество. Одним из таких методов работы является проект, практикуемый из накопленных проектов прежних периодов от Эмилии Евгеньевны Петуховой, воспитателя Детского сада при СОШ № 42 поселок Богандинский («Военный городок №10) Тюменского муниципального района.
Раскраски, выпускаемые не первый год Тюменской области под эгидой общественного Совета при департаменте труда и занятости Тюменской области имеют профориентационное направление.
Наш разговор о проектах по профессиональной ориентации мы ведем с Председателем Региональной общественной организации профориентации взрослого населения и детского творческого развития «Работа на результат» Виктором Тырдановым, который к тому же является членом Общественного Совета при Департаменте труда и занятости населения Тюменской области
— Предложения, поступавшие в редакцию от воспитателя Эмилии Петуховой, — делится своим мнением Виктор Александрович Тырданов, учредитель журнала «АГРОФОРУМ» (до 2019 года), — всегда учитывались при формировании Концепций изданий на каждый текущий год. Личный педагогический опыт Э.Е. Петуховой позволил избежать недочетов при формировании профориентационной повестки в СМИ по освещению позиции общественного органа власти, каким является Общественный Совет при Департаменте труда и занятости населения Тюменской области по теме квалификация кадров. Мы в то время меньше понимали об особенностях профориентационной работы с детьми детсадовского возраста В 2 -х — 3-х летнем возрасте сложно разговаривать «по — взрослому» с детьми о взрослых профессиях. Обычно считается, что оптимальным возрастом, когда ребенка необходимо ставить перед фактом, что он может осознанно осуществить свой выбор профессии, является возраст примерно с 10 лет. А возраст воспитанников Эмилии Евгеньевны — «малышня». У них нет в таком возрасте: ни грамоты, ни особых знаний, ни опыта жизненного.
Общаясь с Эмилией Евгеньевной Петуховой, узнали интересный для себя факт, что дети в столь раннем возрасте стараются походить на своих родителей. Поэтому первые профессии, о которых обычно узнают дети — это специальности, которыми владеют родственники.
Однако по мере взросления ребенка и получения новой информации и знаний об окружающем нас мире у детей формируется потребность в получении новых знаний, в том числе о профессиях других людей.
Одним из направлений, которое помогает определиться с потенциальными профессиями, является форма работы с детьми через рисунок. Свои знания, умения и предпочтения ребенок может нарисовать. Это дается ему значительно легче, чем написать. Порой в таком возрасте он не знает в достаточном объеме грамоту и не имеет глубокую понятийную речь, чтобы сформулировать точно свою мысль. Но нарисовать, пожалуйста. И тогда на вопрос взрослого: кем хочешь стать? Один ребенок рисует самолет, значит, он мечтает стать летчиком, шофером, допустим, когда рисует автомобиль, пилотом вертолета, когда на рисунке узнаваем вертолет.
В столь раннем возрасте дети осваивают новые направления творчества. «Творчество в Ладошках» — так называется одна из форм обучения и познания мира.
Мы обратились к Эмилии Петуховой с предложением: используя эту творческую методику подготовить рисунки воспитанников детского сада на тему «Животный мир Африки». Редакция запланировала выпуск раскрасок по ранней профориентации к Саммиту «Россия — страны Африки», который состоится в Санкт-Петербурге с 27 по 28 июля 2023 года.
Одеваются фартучки. Разводятся краски (безопасные краски) нужно цвета. Оттиск ладони на ватмане — формирует эскиз будущей задумки. Это может быть проектом будущего животного или птицы. Затем кисточками дети дорисовывают изображение до узнаваемости.
Удивительная по простоте и пониманию раскраска получилась. Узнаваемы оказались: лев, гепард, обезьяна, слон и другие животные Африки, выполненные ладошками детей.
Солидарны с мнением директора МАУ ДО Боровская ДШИ «Фантазия» Тюменского муниципального района И. А. Кондратенко, которая в беседе отметила, что такая простая вещь как раскраска, является не просто хорошим занятием для ребёнка, но и вносит огромный вклад в развитие творческих способностей, а также служат хорошим началом для формирования личности маленького человека.
В 2019 году Петухова Э.Е становилась победителем Всероссийского Конкурса «Национальная система квалификации в отражении российских СМИ», а в 2023 году стала Призером Всероссийского конкурса «За вклад в развитие сферы интеллектуальной собственности» в номинации «Лучший учитель, педагог, преподаватель (воспитатель)»
Светлана Игель,
(по материалам проекта)
«Дети Африки: Судан. Миссия ООН — выполнима»