УГЛЕРОДНЫЙ СБОР ЕС – УГРОЗА ИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ РОССИЙСКОГО ТЭК
В рамках второго дня работы Тюменского нефтегазового форума прошел деловой завтрак по теме «Углеродный сбор ЕС – угроза или возможность российского ТЭК». Модератором мероприятия выступил управляющий директор и партнер BCG Антон Косач. В мероприятии приняли участие заместитель министра промышленности и торговли РФ Михаил Иванов, первый заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Денис Храмов, помощник руководителя Администрации Президента РФ Кирилл Молодцов, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник, председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович, первый вице-президент ПАО «ЛУКОЙЛ» Азат Шамсуаров, директор Отдела устойчивой энергетики Европейской экономической комиссии ООН Скотт Фостер, председатель Правления ПАО «СИБУР Холдинг» Дмитрий Конов, член Правления, управляющий директор ПАО «Сибур» Алексей Козлов.
Эксперты обсудили разработку инструментов повышения энергоэффективности и диверсификации экономики в соответствии с нормами ВТО на уровне государства и компаний-экспортеров, поговорили о мерах поддержки проектов по снижению выбросов парниковых газов и проектов сектора возобновляемой энергетики, затронули тему поиска мер по стимулированию внедрения наилучших доступных технологий.
Модератором мероприятия выступил управляющий директор и партнер BCG Антон Косач: «Проблема климата связана не только с вводом углеродного сбора или налогообложения в ЕС. Все компании, особенно европейские, следуя требованиям регулятора и общества, видят давление влияния с точки зрения климатических вызовов по четырем большим направлениям. Первое — доступ к финансированию. Это и с точки зрения доступа и с точки зрения стоимости финансирования. Традиционные виды энергии связаны с углем, угольной генерацией. Они ощущают на себе отток финансов. Второй вопрос связан с привлечением талантов. Привлечение талантов через обеспечение климатически понятного предложения со стороны работодателя становится наиболее важным. Также мы видим влияние на инвестиционно-операционную деятельность. Есть, к сожалению, и негативные примеры и в нашей стране, в последнее время которые по тем или иным причинам, в том числе климатическим, приводят к существенному увеличению стоимости операционно-инвестиционной деятельности. Ну и вопросы, связанные с регулированием, ведением систем налогообложения».
Директор Отдела устойчивой энергетики Европейской экономической комиссии ООН Скотт Фостер поделился своим видением того, к чему должны быть готовы российские компании и российское Правительство: «Работа, которую мы проводим в ЕЭК при ООН, говорит о том, что потепление климата ожидается на 4-6 градусов в среднем, вы ожидаете 2 градуса. Есть очень много сырьевых экономик в мире, и даже если мы будем брать за основу сценарии повышения температуры на планете на 2 градуса, согласно нашему моделированию, потребность в сырье естественных ресурсов будет насчитывать 60% от мирового спроса на энергоносители. Если цены на углероды будут развиваться наряду с новыми технологиями по хранению, то надо сказать, что международная экономика получит второе дыхание. Я думаю, что российские компании будут иметь существенное влияние на этом новом рынке».
Помощник руководителя Администрации Президента РФ Кирилл Молодцов: «То, что нам предстоит, и те предложения, которые сейчас звучат от наших европейских коллег, коллег по Парижскому соглашению, поверьте, сейчас находятся в зоне абсолютно особого внимания. Могу сказать, что они уже регулируются. Первый указ Президента РФ в 2013 году, предусматривающий миссию не более 75% (выбросов) от 1990 года. Эти цифры на 2020 год реализованы. Сейчас идет работа над новыми документами по этому поводу, в том числе над законами о выбросах парниковых газов. Правовая и законодательная деятельность активно ведется».
Председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник: «Без комплексного подхода Россия будет в вызовах и в отрицании. С комплексным подходом мы можем спокойно говорить о потенциальных выигрышах, потому что у нас территория, леса, вода – много других факторов […] У нас очень много грамотных действий и грамотных людей, только с координацией, на мой взгляд, пока ниже тройки».
Первый вице-президент ПАО «ЛУКОЙЛ» Азат Шамсуаров: «Сегодня мы ведем оценку потенциальных последствий от углеродных инициатив. И очевидно, мы сегодня хотели бы по этой тематике принимать непосредственное участие в рассмотрении, в участии, в диалоге. В последовательности защиты интересов еще и РФ как государства, и способах бюджетного наполнения. Мы по итогам прошлого года в бюджет принесли 1,5 триллиона рублей. Это существенная сумма бюджетного содержания. И говорить о том, что мы в одночасье меняем стратегию развития нашей компании, и перестаем в связи с этим платить налоги государству, наверное, это неправильно. Поэтому дискуссия начата, очень важно, что она приобрела публичную форму».
Первый заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Денис Храмов: «Если мы возьмем наше регулирование в сфере нормирования, все задачи, которые стоят перед компаниями нефтегазового сектора, тяжелой промышленности, компаниями, оказывающими максимально негативное воздействие на окружающую среду, так называемыми первой категории. Перед ними всеми стоит задача перейти на наилучшие доступные технологии и получить комплексные экологические разрешения к 2024 году. А это означает, что у всех этих компаний должны быть приняты программы повышения экологической эффективности, и соответственно они все должны перейти на технологии не только по снижению выброса вредных веществ, но и, разумеется, по снижению выброса парниковых газов».
Заместитель Министра энергетики РФ Павел Сорокин: «Если мы будем обкладывать дополнительными налогами нашу промышленность, которая сейчас пока еще не является лидирующей в мире, то это может оказаться очень большим бременем. Мало того, что у нас ставки финансирования под все проекты очень высокие, у нас налоговая система достаточно сильно облагает налогами сектор добычи углеводородов. Если углеводородам осталось времени, когда они еще будут иметь ренту 30-40 лет, мы должны понимать, чтобы эти ресурсы сейчас не остались в земле, нам необходимо приложить максимальные усилия, чтобы их добыть и пустить на благо экономики».
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Михаил Иванов: «Основной риск сейчас, о котором мы тоже с вами сегодня говорим, – это неопределенность самой методики. Мы пока не знаем, к чему нам нужно будет адаптироваться. Безусловно, углеродный сбор надо воспринимать, как определенный элемент протекционистской политики со стороны ЕС. С их позиции это возможность выравнивания условий между производителями, которые базируются в странах ЕС и вынуждены платить за выбросы, и теми, кто импортирует свою продукцию. Цифры по российскому экспорту в ЕС вы видели. Если опираться на те оценки, которые сегодня у нас есть по объемам будущего углеродного сбора – 3,5 млрд долларов в год – это почти 3% нашего экспорта. Поэтому безусловно, мы столкнемся с ситуацией, когда конкурентоспособность нашей продукции на европейском рынке будет под ударом в следствии введения углеродного сбора».
Председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович о новом законе налогообложения: «Это та тема, которой сейчас нужно интенсивно заниматься. Выстроить модель налогового регулирования и налогового стимулирования на 15 лет вперед, а не на 1 год вперед. Это задача ближайших 6 месяцев, чтобы весной следующего года в парламент был внесен разумный закон на эту тему. И тогда можно будет говорить о том, какие технологии мы можем использовать, чтобы реализовывать эту повестку. Задача «Сколково» – предоставить нашим компаниям и глобальным рынкам технологии по определенным линейкам».
Заместитель Губернатора Тюменской области Андрей Пантелеев: «Мы понимаем, если вся нагрузка ляжет на компании, которые добывают, то это в первую очередь скажется на инвестиционных программах. Что начнут резать внутри инвестиционных программ? Скорее всего, трудно извлекаемые запасы. Где находятся трудно извлекаемые запасы? Большое количество находится у нас. Соответственно, мы теряем и инвестиционный потенциал, и, как следствие, мы недополучим заказы на наших предприятиях, что еще и снизит оборот промышленности. Это о рисках».