В варненской степи поселились абердин-ангусы
Фермер, получивший грант на развитие семейного животноводческого хозяйства, возвращает в оборот брошенные сельхозугодья, возрождает овцеводство и создаёт чистопородное стадо абердин-ангусов. 9 млн. рублей государственных средств фермер направит на приобретение новой сельскохозяйственной техники и племенных нетелей. Об особенностях ведения фермерского хозяйства в Варненском районе Челябинской области журналисты узнали на пресс-туре, организованном 17 мая региональным минсельхозом.
Накануне поездки в Варненский район в министерстве подвели итоги конкурса на предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм. Из 8 поданных заявок было рассмотрено семь, и определено три победителя. Все они оказались фермерами, ведущими своё хозяйство в отдалённых южных районах Челябинской области: Агаповском, Кизильском и Варненском. Сельхозпроизводство Сергея Половникова расположено в 80 километрах от Варны, на поселковых землях Арчаглы-Аят и Александровки. Совсем рядом – граница с Казахстаном. Здесь в степи, в отдалении от крупных мегаполисов, фермеры практически являются хозяевами положения, «завладели» землёй, хотя по сути это не совсем так. Просто нет у них на сегодня конкурентов.
Из семи с половиной тысяч сельхозугодий, обрабатываемых силами фермерского хозяйства, только полторы тысячи – в собственности. За остальные земли приходится платить аренду. Жаркий и сухой климат позволяет заниматься мягкой и твёрдой пшеницей, выращивать овёс и ячмень. Высокая рыночная стоимость подтолкнули фермера к тому, чтобы начать возделывать подсолнечник. Кроме того, разнообразие культур является своеобразной страховкой на случай неурожая. Кстати, на грант, который фермер получил, будет приобретён комбайн для уборки подсолнечника, а также трактор и пресс-подборщик для заготовки кормов.
– Чтобы наладить эффективное животноводство, нам нужно повышать качество кормов, поэтому будем приобретать технику для их заготовки, – рассказывает отец главы фермерского хозяйства и его сотрудник Геннадий Половников. – Кроме того, мы в этом году 700 гектаров земли брошенной поднимаем, восстанавливаем. Проведём глубокую механическую обработку вначале, а потом решим, нужно ли ещё химией поработать. На следующий год на этом поле (360 гектаров) будет расти твёрдая пшеница. Поднимать
землю – работа затратная, но уж если мы вложились, то уже начатое не бросим, – резюмирует фермер.
На поле, где идёт посев пшеницы, работает импортный посевной комплекс. По словам фермера, прошлый год был очень благоприятным, и в хозяйстве собрали по 15 центнеров зерна в среднем с каждого гектара. Это дало возможность рассчитаться по кредитам, которые брали, начиная с 2005 года. Остались только лизинговые платежи за посевной комплекс, стоил он 12 млн. рублей. «Это американский трактор (Case Steiger), 450 лошадиных сил. С учётом дефицита рабочей силы и то, что трактор работает по навигации, днём и ночью, в сутки засевает до 200 гектаров, мы считаем, что это оптимально для нас. Поставили ему норму высева – 1,4 центнера на гектар – он точно покажет. Есть отечественная неплохая техника, но он заменяет два наших отечественных», – объяснил Геннадий Половников и посетовал на запчасти к отечественной технике. В период посевной, когда каждый погожий день на счету, их приходится заказывать и привозить из Челябинска.
Очень важный вопрос для фермерского хозяйства – организация сбыта продукции. Если зерно на территории области сегодня принимают порядка 20 элеваторов, комбинатов хлебопродуктов и хлебоприёмных пунктов, то реализовать выращенное мясо гораздо сложнее. В южных районах области, где много пастбищных земель, исторически развивалось овцеводство и мясное скотоводство. Однако отрасль овцеводства практически была уничтожена из-за того, что не стало рынка шерсти. Сегодня фермерские хозяйства пытаются наращивать свои гурты, выбирают породу, привлекают оставшихся в сёлах специалистов. «Овцеводство у нас более затратное, чем мясное скотоводство. Шерсть мы не реализуем, утилизируем фактически, а по-хорошему мы могли бы одеть дивизию. Ещё мы перешли на зимний окот. Сейчас вот выпускаем их на пастбище, они практически самостоятельно уже пасутся. Но зимой это требует дополнительных помещений и людей. У нас эдильбаевская порода овец, она уникальная. Эти животные хорошо приспосабливаются к засушливым и ветреным условиям степи, поедают практически всю траву, которая растёт. В нашем хозяйстве уже две с половиной тысячи голов овец. Тем не менее, мы считаем, что разводить мясной скот выгоднее. Стоимость килограмма мяса крупного рогатого скота практически такая же, но выход больше. К тому же на содержание мясного скота платят субсидии (региональные – А). И реализация идёт проще: приезжает «Мираторг» и забирает бычков за живые деньги. Овец в основном перекупщики, берут. На них и субсидии не платят», – посетовал фермер.
С другой стороны, чтобы заниматься выращиванием крупного рогатого скота, нужна более крепкая материальная и техническая база. В хозяйстве Сергея Половникова решили создать чистопородное стадо абердин-ангусов. Собрали-скупили с окрестных деревень поголовье крупного рогатого скота, в основном, мясных пород, и приобрели чистопородных быков на племзаводе «Суерь» в Курганской области, где занимаются разведением абердин-ангусского мясного скота. Теперь методом поглотительного скрещивания через четыре поколения можно будет получить своих чистопородных бычков и тёлочек.
Сейчас в хозяйстве 321 голова крупного рогатого скота, в том числе 150 коров. На средства гранта планируют закупить ещё 100 чистопородных телочек. Несмотря на то, что в хозяйстве не используют искусственного осеменения (отдалённость производства не позволяет привлечь специалистов), на каждые 100 коров в прошлом году получили 76 телят. Кстати, закупая продукцию, «Мираторг» оценивает вес и породность бычков. Но, наверное, более важным результатом является то, что если такая форма производства оправдает себя, другие фермерские хозяйства смогут смело использовать опыт Половниковых по созданию чистопородного мясного стада.
Пресс-центр Минсельхоза
Челябинской области