Восточная кухня — Чайхана — в Тюмени
Расулжон Нурматов « …каждый восточный мужчина умеет готовить мясо для себя и семьи, но не всякий сможет научиться готовить блюда для других без специальной подготовки….»
В «Чайхану «Самарканд №1» я шел с особым настроем — друзья рекомендовали. По национальности они русские, но из всех «общепитовских мест», специализирующихся на восточной кухне, предпочтение отдают узбекской кухне. Важным фактором, повлиявшим на мой выбор стал тот факт, что хозяин заведения имеет образование «Повар».
Нам показался этот факт более показательным. Хозяин имеет профильное образование, а значит сам процесс приготовления пищи находится под контролем специалиста. В отличие от других «восточных кухонь», реализующие своих проекты по иной бизнес — модели, где наличие специализированного образования в общественном питании не обязательно.
В чайхане несколько базовых блюд средне-азиатской и европейской кухни. Вся выпечка делается в тандыре. Особой популярностью пользуется плов по — узбекски и лагман по — уйгурски. С пловом все понятно: какой узбекский мужчина не знает как правильно приготовить плов для семьи. А вот приготовить плов для большего количество человек на пару сотен блюд больше, чем для себя «любимых» и родственников — надо иметь поварской талант и практику.
Мы разговариваем с Расулжоном, Аслановичем Нурматовым, хозяином Чайханы «Самарканд №1» и главным экспертом — технологом этого заведения общественного питания. Опыт и образование позволяет ему делать все самостоятельно.
Интересуемся: В каком возрасте сам (Расулжон Асланович) начал готовить блюда и какими были первые успехи?
— В семье у моих родителей было шестеро детей. — рассказывает Расулжон Нурматов. — Я был один из тех, кто быстро все схватывал и мог самостоятельно накормить всех детей младше меня в нашей семье. Первая жаренная картошка и у меня стала получаться еще до школы, яичница — глазунья, примерно, с первого класса. А первый плов приготовил самостоятельно (при присмотре родителей) в классе четвертом. Но чтобы плов получился мне приходилось не только наблюдать как взрослые мастера готовят плов на массовых праздниках, но и записывать особенности технологии. Сколько себя помню в детстве не понятно каким образом я всегда оказывался в том месте, где собираются готовить плов для односельчан с самого утра. И что важным было, что взрослые не были против того чтобы я оказался рядом. Обычно детей отгоняли от места готовки чтобы не мешали взрослым занятым приготовлением плова.
Так получилось, что в один из дней к нам должны были прийти гости домой. Отец работал на пожарной машине — водовозке и задерживался. Обычно он сам приготовил плов. И тут пригодились мои теоретические знания, подсмотренные у профессиональных поваров и как готовил плов отец. Я сказал маме, что смогу приготовить плов и чтобы она разрешила мне это сделать. Разрешила. Я и приготовил.
К приходу гостей и моменту возвращения отца с работы плов был готов. Мое блюдо понравилось. С тех пор стали доверять приготовление плова только мне.
— После окончания школы перед мной не стоял вопрос кем быть. — продолжает свой рассказ Расулжон Асланович. — Хотел стать Поваром очень сильно. Поступил для обучения по этой специальности в Ташкентский кооперативный техникум. После завершения обучения призвали в Армию (Советскую Армию). А там узнав, что у меня образование «повар», отправили учиться на армейского повара. Служил в Алма — Ате, (Казахстан), Оше (Киргизия).
Служба в армии дала мне новые знания и умения в «поварском деле». Если на «гражданке» после окончания техникума я мог организовать питание и приготовить еду для сотни человек, то в армия меня научила как обеспечить непрерывным питанием тысячи военнослужащих. В один из периодов наш постоянно действующий полевой лагерь стоял на границе с Афганистаном и через наш лагерь проходило пополнение советского военного контингента в соседней стране. За один прием пищи нужно было пропустить не менее 2000-2500 человек.
Спрашиваю у Расулжона Нурматова: «Как появилась идея организовать собственный бизнес — «Чайхану» в Тюмени?»
— Я более 10 лет работал на различных должностях в общепите города Тюмени. — посчитал нужным рассказать Расулжон Аслатович, — В основном трудился на мясном направлении. Нравилось и получалось готовить шашлыки. Сначала более 5 лет в составе команды мастеров Кавказкой кухни. Меня привлекали для изготовления шашлыков. Со временем открыл свой бизнес на площадке санатория «Сибирь».
Желание открыть свою чайхану появилось, когда на стойки города Тюмени стали приезжать молодые земляки из Средней Азии. По домашнему приготовленного плова или другой привычной еды для моих земляков обычно не хватает за пределами своей страны. Так и состоялась организация Чайханы «Самарканд №1».
— Чайхана «Самарканд №1» от привычных всем кафе восточного формата в Тюмени, — делится своими мыслями Расулжон Нурматов, — отличается соединением лучших традиций Востока и Запада. У нас представлены необычные блюда, которые попробовать в других учреждениях общепита города не получится,. Например, лагман по — уйгурски получается пышным и вкусным по причине того, что тесто вымешивается вручную, а не в миксерах готовят тесто. Тесту дают возможность отлежаться в прохладном месте некоторое время — созреть, а потом снова в ручную продолжить вымешивать до полной готовности сырья. Причем каждый повар имеет свои секреты, поэтому плов получается особо вкусным, а лагман по — уйгурски – сочным.
Владимир Сипетин