Я бы в дворники пошел – пусть меня научат
О системе квалификации замолвите слово…. с детства
В детской литературе советского периода мы находили примеры тех профессий, о которых раньше не знали ничего, но прочитав, могли представить, что делает на работе повар, как управляет морским судном командир корабля, как плотник может сделать из куска дерева табурет и так далее – профессий в советское время великое множество было.
И сейчас не меньше, но …..
Я бы в дворники пошел – пусть меня научат
Эволюция профессий превращает наш современный мир в не совсем понятное завтра: одни профессии исчезают, появляются другие и, не всегда порой, мы успеваем понять, чем одни профессии отличаются от других, когда функции работ примерно одинаковые, а заработная плата разнится иногда в разы.
Понятно, что добиться универсальности можно, применив под описание каждой профессии четкие термины и понятия, которые характеризуют эти профессии. Современный работник ЖКХ, на которого возложены функции дворника, это не тот дворник, что был в царской России или дворник в советское время. Однако, общие представления о профессии дворника одинаковые и не важно, что одни дворники, обычно старой формации, за счет своего ручного труда превращали придомовую территорию в удобное и безопасное место для жизни: чистили дворы от снега лопатой, ломом долбили лед, убирали сосульки с крыш, выполняли другие работы.
Современная механизация существенно изменила подход к профессии дворника. Нынешние дворники реже метут метлой, а там где в системе ЖКХ развит сегмент управляющих компаний, сдувают опавшую листву промышленными пылесосами, а это поверьте, уже другая профессия! Но мы по-прежнему называем таких работников дворниками. Видимо из-за того, что функции дворников остаются прежними: наведение порядка и поддержание чистоты на закрепленной территории. Темп выполнения работ ускоряется, а это значит, что дворник-«виртуоз» сможет выполнить ту же работу быстрее. Дворы очищаются специальной техникой, например, снег грузится погрузчиками на грузовые автомобили и вывозится в места складирования снега. То, что дворнику старой формации не под силу, современными делается легко!
Ручной труд, часть работы дворника, когда-то был главным критерием этой профессии. В век глобальных перемен, когда вчерашняя «доходная профессия» вдруг оказывается менее оплачиваемой, заставляет нас задуматься в правильности профессионального выбора. Особенно в этой части страдают те, кто имеет рабочие профессии, профессия дворник в том числе. Обладая сходными свойствами, профессии дворника и специалиста по уборке территории на конкретном предприятии, чаще всего вакантными остаются именно должности дворника. Низкий уровень механизации, а порой и невозможность это сделать для конкретного специалиста – дворника, по-прежнему делает этот труд тяжелым и малооплачиваемым. Однако, собравшись и объединившись в коммерческую структуру по оказанию услуг, и, механизировав этот труд, можно достичь большего: так появляются клининговые компании, которые могут превратить тяжелую ручную работу в квалифицированный труд, взяв, например, на обслуживание несколько дворов микрорайона. И на вопрос друга или соседа: «Где работаешь?», человек с гордостью отвечает: «Работаю в клининговой компании!». Поэтому предложения для разработчиков национальной системы квалификаций прозвучат от нас – журналистов, которые пишут иногда на эту тему: важно, чтобы каждая профессия имела четкие функции, название профессии соответствовало требованиям, предъявляемым к этой профессии, а все термины каждой профессии и выполняемые задачи были однозначны и понятны «и малому, и старому», без вариантов разночтений.
Механизм кадрового обеспечения меняется. Не человек с метлой – дворник, становится главной опорой в механизированной системе уборки территорий, а водитель грейдера или погрузчика, возможно, что и другие специалисты, обладающие соответствующим образованием и навыками, которые за меньшее время успеют
выполнить больший объем работы. А это значит, что они должны будут отучиться по этой специальности, освоить работу в период производственных практик и могут выполнять работу в соответствии с планом работ и действующим нормам по таким видам работ.
Создание национальной системы квалификаций будет, например, способствовать закреплению определенных условий для «коренных жителей» и создавать преференции перед теми, кто приезжает в Россию на заработки из бывших республик СССР. Престиж любой работы определяется, прежде всего, величиной заработной платы, интенсивностью труда по конкретной профессии и системой оценки этого труда через различные институты общественного мнения, которые делают профессию дворника мало востребованной среди местных жителей в настоящее время.
Не будем забывать, что строящаяся система профессионального технического образования в Тюменской области совершенствуется и направлена на то, чтобы обеспечить собственными кадрами всё промышленное производство региона и рынок услуг. К таким важным отраслям относится и ЖКХ, которое в большей степени зависит от привлеченных кадров, в том числе «трудовых мигрантов», которые соглашаются работать на должностях, связанных с уборкой территорий, придомового хозяйства, порой не имея соответствующих навыков. Все обучение «трудовых мигрантов» идет с колес и не всегда качественно.
Внедрив региональную инфраструктуру национальной системы квалификаций, мы можем существенно повысить уровень привлекаемых кадров в ЖКХ. Специалисты из республик, допустим Средней Азии, будут вынуждены приезжать более подготовленными для работы по требованиям Национальной системы квалификации, а не заменять местные трудовые кадры из-за высокой трудоемкости определенных профессий и отсутствия желания местных работников «пахать за копейки». Таким образом, создание НСК позволит существенно поднять уровень подготовки кадров из числа «мигрантов», которые вынуждены будут равняться на Россию среди стран Единого Экономического пространства.
Множество вопросов, связанных именно с организацией системы квалификации на региональном уровне, возникает по причине того, что корпоративная культура и уровни полученных знаний через различные системы подготовки кадров разнятся. Не всегда молодежь берется осваивать профессию по результатам тестирования на профпригодность. Неудивительно что, не имея четкого представления о профессии, студенты с неохотой и без особого рвения постигают азы знаний по специальности. Порой ошибочные представления о необходимости учиться по школьным программам все 11 лет толкает родителей отдавать своих детей после окончания школы в высшие учебные заведения, хотя программу обучения можно полностью пройти и в системе профтехобразования, получив при этом профессию.
Выбор профессии, формирование желания будущих специальностей должны закладываться детям с детского сада, желательно в игровой форме. Необходимо больше рассказывать о разных профессиях. Для этого должны быть четкие ориентиры. Государственная система образования может взять на себя функции знакомства детей с профессиями.
Для выполнения задач по информационному сопровождению проектов Общественного Совета при Департаменте труда и занятости населения Тюменской области за пределами региона была выбрана площадка журналов «АГРОФОРУМ» и «АФОРУМ.РФ», которые имели статус информационных партнеров на выставочных мероприятиях в других регионах России, что позволило широко показать работу Общественного совета.
Особый интерес и доброжелательное восприятие информации населением Тюменской области и участниками отраслевых выставок вызвали проведение презентаций с проектами для детей «Выбери свою профессию» (в раскрасках), которые носили
отраслевую и культурную направленность, показывая Тюменскую область в направлениях занятости и охраны труда.
Применяемые методики по профориентации для старшеклассников (студентов колледжей и вузов) не могут быть в полной мере использованы для самых маленьких жителей Тюменской области именно в силу возраста. Раскраски по рабочим профессиям могут стать наглядным пособиям для воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ, волонтеров, которые занимаются формированием новых подходов по проекту «Выбери свою профессию» у самых маленьких жителей Тюменской области.
Включение в этот процесс Союза «Региональное объединение работодателей Тюменской области» при внедрении на региональном уровне Национальной системы квалификаций позволяет учесть фактор знакомства детей школьного и дошкольного возраста с базовыми профессиями региона и функционалом этих профессий через проект «Выбери свою профессию» (в раскрасках), что позволит изменить подходы к выбору профессии с самого раннего возраста для детей, проживающих в регионе. Такой опыт работы детьми есть у Союзов работодателей Германии, которые побывали в августе 2017 года в Тюмени на Конференции по вопросам охраны труда при работе на высоте и которые высоко оценили проект в раскрасках с участием Общественного совета при Департаменте труда и занятости населения Тюменской области.
В Тюменской области есть над чем работать, но здесь знают главное: как это нужно делать!
Владимир Сипетин,
главный редактор журнала «АФОРУМ.РФ»,
член Общественного совета
при Департаменте труда и занятости
населения Тюменской области