Разработка нормативно-правовой базы кооперативных отношений в АПК Тюменской области в конце 90-х гг. XX — начале XXI столетия
Следует констатировать, что первая после принятия закона «О сельскохозяйственной кооперации» — ФЗ-193 пятилетка была ознаменована в Тюменской области активной деятельностью законодательной, исполнительной власти области, местного самоуправления учебных и научных учреждений, кооперативных объединений и других сил направленной на создание правовых, организационных, финансовых условий для становления и развития кооперативных формирований. При этом инициаторами этой деятельности выступал отдел по развитию кооперативных форм хозяйствования (позднее он назывался кооперации и интеграции) ДСЭРС (1995-1999гг.) и Научно-учебный центр по проблемам кооперации при ТИПКа (1998-2005гг). Именно в это время был заложен фундамент и подведена основа под принятие в будущем региональных законов направленных на поддержку кооперации, областной Целевой программы по поддержке кооперации и интеграции, сформирована достаточно широкая сеть кооперативов всех направлений и ветвей. Широко велась пропаганда по кооперативной проблеме. Закладывались основы работы по обучению кадров, для формирующейся кооперативной системы, система их консультирования.
Лозунг кооперации «делать те вещи вместе, которые нельзя хорошо делать в одиночку» стал все больше проникать в сознание сельских жителей, руководителей и специалистов на всех уровнях. По крайней мере, на это были направлены усилия Научно-учебного Центра и отдела кооперации ДСЭРС в этот период времени.
Нормативно — правовая база для развития кооперации на федеральном уровне на тот период времени включала два основных рамочных документа: Гражданский кодекс РФ (пункт 3, гл. 4) и федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», если не считать принятый в 1996г федеральный закон «О производственных кооперативах» — ФЗ-41, который практически не использовался в сельской местности, что было явно недостаточно, по мнению большинства специалистов. Это подтверждалось и нашими социологическими опросами. Проведенные исследования показали, что 94 процента от опрошенных сельских жителей и специалистов районного и областного уровня считали, что они не позволяют достаточно удовлетворительно регулировать все вопросы потребительских сельскохозяйственных кооперативов как относительно новой и пока непривычной для страны формы обслуживания сельских производителей, особенно по отношению к кредитным кооперативам [1,с.75].
В департаменте по социально-экономическому развитию села Администрации Тюменской области — ДСЭРС активно разрабатывались мероприятия: по совершенствованию кооперативных отношений, которые включали в себя разработку методических рекомендаций, организационно-экономической документации, проведения совещаний, разъяснений, консультаций, обучения и проч., по созданию закупочных, обслуживающих, перерабатывающих, кредитных, многопрофильных потребительских кооперативов и их объединений, как на местном, так и на районном и областном уровнях и т.д. Однако действующее законодательство не в полной мере позволяло реализовывать большинство из них. Особенно в части налоговой, кредитной политики. В первую очередь, как мы считали, требовалась решить вопрос о помощи в становлении кредитной кооперации.
Что было предпринято в Тюменской области для обеспечения нормативно-правого режима развития кооперации?
К первым шагам в этом направлении можно отнести издание Приказа по ДСЭРС за №60-п от 27.03.1998г. «О разработке и внедрении пилотных проектов сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов».
Именно благодаря этому решению , были организованы два первых кредитных кооператива в Омутинском и Юргинском районах и им была оказана стартовая помощь.
Следует указать, что проблема с созданием кредитных кооперативов стояла остро во всех регионах РФ, так как правовое поле для них в ФЗ-193 было крайне узко и этим пользовались коммерческие банковские структуры, не желающие иметь конкурентов на рынке финансово-кредитных услуг. Мы в процессе работы над организацией первого кредитного кооператива в Исетском районе столкнулись с этим со стороны представителей тюменского отделения банковской группы «СБС-Агро», руководил которой небезизвестный ныне эмигрант Смоленцев. В результате их противостояния проект так и не был реализован на этой территории.
Некоторые регионы страны, в частности Волгоградская область, приняла еще в сентябре 1995 г. свой региональный закон «О сельскохозяйственных кредитных кооперативах граждан в Волгоградской области». Автору этих строк довелось бывать там и знакомится с практикой его действия в 1998г.
Нами была установлена связь с образованным в 1997г. на федеральном уровне «Фондом развития сельской кредитной кооперации» в г. Москве.
В результате совместной работы с ним в июле 1998г. удалось провести в Тюмени на базе ТИПКа, использую грантовую поддержку международного проекта «Арис», первый в России полномасштабный 10-дневный обучающий семинар на тему «Основы менеджмента и бухгалтерский учет в кредитном сельском кооперативе» для своих специалистов. Помимо тюменских слушателей в нем приняли участие представители Томской, Новосибирской, Омской, Курганской, Свердловской областей и ХМАО.
Этими мероприятиями был дан старт процессу становления системы кредитной сельскохозяйственной кооперации. Сегодня по прошествии, почти 20 лет можно констатировать, что это легло на благодатную почву и в настоящее время региональная система тюменской кредитной кооперации сложилась. Она демонстрирует достаточно успешную работу, включает в себя 23 кредитных кооператива первого уровня, во всех без исключения районах юга области. В 2010г. организован областной кредитный кооператив второго уровня — «Тюмень» (хотя документация и обоснование такого объединения в рамках НИОКР была разработана Научно-учебным центром по кооперации при ТИПКа еще в 2004г.), который функционирует на основе принципов работы СРО. По мнению экспертов тюменская система является одной из наиболее развитых, по крайней мере, в восточных регионах России.
В этом отношении следует отметить поддержку инициатив энтузиастов кредитной кооперации руководством Тюменской области и реальную помощь с их стороны по финансовой поддержке этой ветви сельскохозяйственной кооперации. Подавляющая часть средств фондов кредитования составляют выделенные им бюджетные средства.
В знак признания заслуг региона в развитии сельскохозяйственной кооперации и той работы, которая проводилась в Тюменской области по обучению основам кооперативных знаний Минсельзохпрод РФ в дополнение приказа №61 от 02.02.1998г. издал приказ за №442 от 14.04, 1998г. в котором на Тюменский институт переподготовки кадров агробизнеса (ТИПКа) были возложены функции Российского научно-учебного центра по подготовке кадров и исследованию проблем сельскохозяйственной кооперации по зоне Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Важным этапом в развитии сельскохозяйственной кооперации явилась инициатива по разработке и принятию двух региональных законов Тюменской области инициированные отделом кооперации ДСЭРС и Научно-учебным центром по сельскохозяйственной кооперации при ТИПКа. Тюменская областная Дума — одна из первых региональных законодательных органов Российской Федерации приняла такие законы. В последствие многие представители региональных парламентов страны применяли тюменский опыт законодательства для развития своих региональных кооперативных систем (например: Якутия-Саха, Удмуртская республики, Саратовская, Томская, Новосибирская, Омская и другие субъекты Российской Федерации).
Первый закон Тюменской области «О личном подсобном хозяйстве» (принят областной Думой 27 марта 1998г.) [4, c. 260-266]. Правда, позднее он был приостановлен (с 31.10.2000г.) по причине отсутствия подобного федерального закона (он появился гораздо позже). Жаль, что после принятия федерального закона его не разблокировали (хотя о такой необходимости этом автор этих строк говорил неоднократно). Закон включал в себя статьи 18 «Объединения личных подсобных хозяйств» и 19 «Кооперация личных подсобных хозяйств», в соответствии с которыми потребительские кооперативы, созданные ЛПХ, получали возможность бюджетной поддержки для своего развития. Эта мера, как показала последующая практика существенно стимулировал рост объемов сельскохозяйственной продукции в них. Второй закон Тюменской области «О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Тюменской области . (Принят областной Думой 26 января 2001г.). Он позволил позднее разработать и утвердить областную Целевую Программу «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации и интеграции Тюменской области на 2001-2003гг.). Она была пролонгирована до 2004г. включительно по причине того, что в 2001г. не финансировалась. Что было связано с событиями по смене руководителя области.
Кстати Тюмень была выбрана Минсельхозом России как площадка для проведения выездной сессии министерства, посвященной подведению итогов работы реализации упомянутой во второй публикации «Федеральной целевой программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 — 2000 годы» весной 2001г. К ее началу была выпущена книга, обложка которой размещена в предыдущей статье. Но заседание не состоялось в Тюмени по той же причине.
Среди нормативно-правовых документов по развитию сельскохозяйственной кооперации следует упомянуть Постановление губернатора «О мерах по развитию сельскохозяйственной кооперации в области» — №193 от 31.08.1999г., в соответствии с которым был поддержана деятельность Областного союза сельскохозяйственной кооперации, одного из первых подобного типа, организованных в России среди региональных объединений кооператоров. После его организации отдел кооперации и интеграции ДСЭРС был в декабре 1999г. был упразднен. За годы своей работы (1995-1999гг.) он внес значительный вклад в закладку основ кооперативной системы в АПК Тюменской области.
Позднее, с принятием Приоритетного национального проекта — ПНП «Развитие АПК» на 2006-2007гг. в областной программе по его реализации на цели организации сельскохозяйственных кредитных кооперативов, в тех районах, в которых они еще не были созданы ранее, и создание потребительских кооперативов по закупу продукции, оказания услуг, по переработке сельскохозяйственной продукции в мелкотоварном секторе, где была еще такая необходимость, на новых территориях, была предусмотрена им бюджетная помощь и поддержка.
Кстати в этом периоде времени на федеральном уровне была предпринята попытка, пользуясь ситуацией, оживить сельскохозяйственную кооперацию в Министерстве сельского хозяйства РФ. Центральным аграрным ведомством страны были утверждены ведомственные концепции развития двух ветвей сельскохозяйственной кооперации: «Концепция развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов» и «Концепция развития системы сельской кредитной кооперации». Однако эти концепции, по большому счету, так и остались нереализованными.
В годы после окончания реализации ПНП (2006-2007гг.) и перевода его в формат утвержденной на федеральном уровне «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012гг.», в соответствующей областной программе в нее включили и мероприятия по поддержке кооперации, не выделяя в отдельную программу как собственно и другие направления деятельности регионального АПК.
Аналогично и при разработке Программы на период 2013-2020гг. мероприятия по поддержке сельскохозяйственной кооперации были растворены в общей программе, как и в предшествующий период.
Об этом и другом читатель может найти информацию в нижеперечисленных публикациях автора в региональной печати.
2013 год явился для кооператоров страны годом, когда впервые в современной истории страны был проведен кооперативный съезд (кооперативные съезды, если не считать Всесоюзные съезды колхозников, не проводились без малого почти 100 лет). Наконец было принято решение возобновить практику их проведения[11]. В результате весной 2013г в Санкт-Петербурге был проведен Первый Всероссийский съезд сельских кооперативов. Ему предшествовало проведение серии совещаний в федеральных округах Российской Федерации. На них обсуждались проблемные вопросы сельской кооперации и вырабатывалась платформа будущего съезда. В феврале 2013г. такое региональное собрание состоялось в Новосибирске, куда съехались представители кооперативного сообщества из трех восточных федеральных округов: Дальневосточного, Сибирского и Уральского. Автору этих строк довелось выступать на нем с докладом о проблемах кооперации в Тюменской области.
На съезде, который прошел в северной столице в рамках традиционной выставки-ярмарки «Агрорусь» прошел хороший разговор, в результате которого была принята резолюция I-го съезда и «Концепция развития кооперации на селе до 2020г.». Это вселило определенный оптимизм в ряды российских кооператоров. Тем более, что там же была продекларирована идея разработки ведомственной целевой программы «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 годы». Правда справедливости ради следует отметить, что она до сих пор, как показывает практика, не заработала в полную силу, по разным на наш взгляд причинам (в том числе не согласованности ее между Минсельхозом и Минфином, передвижками в аппарате центрального аграрного ведомства страны, пересмотра соотношения ее финансирования между федерацией и регионами и проч.). Лишь несколько единичных проектов логистической направленности получили финансовую поддержку на их реализацию из бюджета.
Практика проведения Всероссийских съездов продолжилась в последующие годы. В 2014году состоялся — II-съезд и в 2015- соответственно III – съезд.
Автору этих строк довелось быть участником всех трех форумов, как делегату от Тюменской области и выступать на двух последних съездах по вопросам, касающихся развития кооперативного строительства в Тюменской области.
Принятие законодательных и организационных мер направленных на формирование системы кооперативной аграрной экономики на федеральном, а особенно на региональном уровне открыло дорогу процессу организации кооперативных форм производства в агропромышленном комплексе Тюменской области. Изначально была поставлена задача на комплексный и системный подход к дальнейшему процессу кооперативного строительства в регионе.
Это предусматривало:
— создание полноценной правовой основы развития кооперативного строительства в аграрном секторе регионально экономики
— проведение организационных мероприятий направленных на формирование системы кооперации на селе
— пропаганда и разъяснение сути кооперативных принципов и ценностей кооперации среди широких масс сельского населения
— подготовка и переподготовка кадров для формирующейся системы кооперации
— научную проработку вопросов кооперативного строительства
-экспериментальное проектирование кооперативных систем.
Курс был взят на комплексное развитие этого направления в складывающихся условиях реформирования организационно-экономических отношений в сельской экономики региона. Формы кооперативного строительства изначально учитывали специфику и особенности территорий юга области и имеющиеся там для этого ресурсы.
Как видит читатель процессы развития сельской кооперации в этот двадцатилетний период проходили неравномерно и были в определенной мере отражением тех решений и процессов, которые принимались и происходили на федеральном уровне. Хотя региональный компонент явно ощущается, и он нашел свое отражение в делах и поступках принимающих в этом участии органов, организаций и предприятий и конкретных лиц.
Примечание.
В следующей публикации редакция журнала предполагает разместить материл, раскрывающий опыт организации кооперативных формирований оставивших свой вклад в процессы становления кооперативной системы региона. Редакция приглашает всех желающих принять участие в обсуждении затронутой темы накануне 20-я с момента принятия ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».