ОКБ Г.М. Бериева и Таганрогский авиационный завод в Великой Отечественной войне
Свою лепту в нашу общую Победу внесли таганрогские авиастроители – конструкторы, инженеры, рабочие, которые трудились в Центральном конструкторском бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС) и на серийном авиационном заводе №31.
Деятельность руководимого Г.М. Бериевым ЦКБ МС началась с запуска в серийное производство на таганрогском заводе №31 гидросамолета МБР-2 с двигателем М-17. На серийных самолетах МБР-2 (ЦКБ МС-1) впоследствии установили более мощный двигатель М-34 и усовершенствовали оборудование кабин, улучшив условия работы экипажа. В общей сложности в Таганроге было построено 1365 гидросамолетов МБР-2 различных модификаций. С 1937 г. МБР-2 стал основным гидросамолетом советской морской авиации. Хотя к началу Великой Отечественной войны самолет устарел, это была самая массовая летающая лодка на всех флотах.
Во время войны самолет широко применялся в качестве ближнего разведчика, ночного и даже дневного бомбардировщика, противолодочного самолета. Летающие лодки использовались также для спасения экипажей сбитых самолетов, как артиллерийские корректировщики и транспортные.
МБР-2 стал единственным массовым отечественным гидросамолетом созданным в предвоенные годы. Машина получилась надежной, не доставлявшей особых хлопот летчикам, простой в эксплуатации и ремонте. Отмечались крепость конструкции и её способность «держать» боевые повреждения – качества, на долгие годы, ставшие своеобразной «визитной карточкой» созданных в Таганроге самолетов.
С 1939 г. началась работа над корабельным катапультным разведчиком КОР-2, впервые поднятым в воздух осенью 1940 г. Эта работа продолжилась в поселке Савелово под Москвой куда было переведено ОКБ.
После начала войны ОКБ эвакуируется сначала в Омск, а затем в Красноярск. Там ОКБ помогало в короткие сроки наладить производство самолетов Бе-4 (КОР-2) на новом месте. Всего выпущено 49 Бе-4.
Бе-4 воевал с береговых гидроаэродромов на Черном море и Балтике как противолодочный, спасательный самолет и ближний морской разведчик.
В Красноярске было начато проектирование и строительство летающей лодки ЛЛ-143.
В Таганрог из эвакуации само ОКБ Г.М. Бериева вернулось уже после Победы, в феврале 1946 г.
До войны авиационный завод №31 в Таганроге выпускал гидросамолеты МБР-2, Ш-2, Че-2, а также ГСТ — лицензионную американскую летающую лодку Консолидейтед «Каталина». В 1940 г. в короткий срок было освоено производство ближних бомбардировщиков ББ-1 (Су-2), а затем завод перешел на массовый выпуск истребителей ЛаГГ-3.
С началом войны на таганрогские ЛаГГ-3 один за другим перевооружали отведенные с фронта истребительные полки. Были дни, когда с завода отправляли на фронт до 8-10 истребителей.
Но фронт приближался к городу, и в октябре 1941 г. был получен приказ об эвакуации. Были демонтированы сотни единиц оборудования, станков, стапелей. Все это и задел истребителей, материалы грузилось в эшелоны и баржи и увозилось в глубокий тыл, в Тбилиси.
Кроме ЛаГГ-3, в Тбилиси в годы войны серийно строились также истребители Ла-5, Ла-5ФН, Як-3.
Всего за 1941–1944 гг. завод № 31 в Таганроге и потом после эвакуации в Тбилиси в общей сложности построил 3537 истребителей, из них 2550 относились к типу ЛаГГ-3.
30 августа 1943 года Таганрог был освобожден от оккупантов. Фактически завода не было. Уходя из Таганрога фашисты взорвали основные производственные цеха. Большинство корпусов лежало в развалинах.
Но уже 2 сентября на предприятии начались восстановительные работы. На производственной площадке завода №31, был организован авиаремонтный завод №86.
Через несколько недель после освобождения города, в отдельных сохранившихся зданиях заводчане приступили к ремонту техники для фронта. Кроме того, на заводе была сформированы полевые ремонтные бригады, которые ремонтировали авиационную технику непосредственно в действующей армии.
В 1943 г. на заводе было отремонтировано 10 самолетов У-2, один ТБ-3 и один Р-5. В полевых условиях было отремонтировано ещё 935 боевых самолетов различных типов (Ил-2, Як-1, Як-3, Як-7, Як-9, У-2).
За 1944 г. на заводе отремонтировали 31 «летающий танк» Ил-2. Кроме них ремонт прошли ещё 158 самолетов различных типов – У-2, Ут-2, Р-5, ПР-5, ТБ-3 (больше всего У-2 – 119). Еще 495 самолетов было отремонтировано в действующей армии. В победном 1945 году в полевых условиях было отремонтировано 515 самолетов, на заводе — 79.
9 мая 1945 г. был подписан Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии, страна, а вместе с ней и завод вступали в новую мирную жизнь. Начиналась, новая послевоенная история завода, ОКБ и отечественной гидроавиации.
Справочная информация:
ПАО «Таганрогский авиационный научно технический комплекс им. Г. М. Бериева» (ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева») создан 1 октября 1934 года как Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения. С 2006 года входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации. В апреле 2011 года осуществлена реорганизация ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» в форме присоединения к нему серийного авиационного завода ОАО «ТАВИА».
Объединенная авиастроительная корпорация (ПАО «ОАК») создана в 2006 году с целью консолидации активов крупнейших авиапредприятий России, в настоящее время государству принадлежит более 85% акций холдинга.
В состав ОАК входят ведущие российские конструкторские бюро и самолетостроительные заводы, среди которых Компания «Сухой»; Корпорация «Иркут»; «ОАК — Транспортные самолеты»; Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина; Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»; «Туполев»; «Ильюшин Финанс Ко.»; «Авиастар-СП»; «ВАСО»; РСК «МиГ»; ЭМЗ им. В.М. Мясищева; ЛИИ им. М.М. Громова; «Аэрокомпозит»; ТАНТК им. Г.М. Бериева.
Предприятия ОАК выполняют полный цикл работ — от проектирования до послепродажного обслуживания и утилизации авиационной техники.
В 2014 году ОАК поставила заказчикам 159 самолетов, на 43% больше чем в 2013. Выручка холдинга увеличилась на 34%, до 295 млрд. рублей. На предприятиях корпорации работают более 98 000 сотрудников.
Президент ОАК — Юрий Борисович Слюсарь.