Поддержка фермера стимулирует машиностроение
В 2015 производство отечественных сельхозмашин увеличилось на 20%. Это стало возможным благодаря госпрограмме по импортозамещению. Она предусматривает субсидии аграриям на покупку отечественной техники. На селе уже называют программу суперэффективной.
Этот новенький К-744 только-только с заводского конвейера. Первый день в поле. В кабине — самый опытный тракторист хозяйства — Александр Кириченко. За 40 лет работы повидал машины разные. Но «Кировец», признается, приятно удивил. Сначала, даже не верилось, что трактор отечественного производства. От зарубежного, говорит, не отличишь. А уж по сравнению, с легендарным МТЗ это просто суперкар.
АЛЕКСАНДР КИРИЧЕНКО
ТРАКТОРИСТ
«Это, конечно, небо и земля, по сравнению с той техникой, это техника есть техника, и мощь чувствуется, и комфорт, и обзор, ну, все, не сравнить, разница большая».
420 лошадиных сил в двигателе, кондиционер и тишина в кабине. Супермодернизированный «Кировец» обошелся хозяйству «Воловские нивы» в 5,5 миллионов рублей вместо 8. 25% стоимости — субсидия государства по программе импортозамещения. Немецкий аналог, возможно, и универсальнее, и качественнее, и надежнее, — размышляют аграрии. Но, в два раза дороже. Не потянуть хозяйству и их обслуживание. Цена, особенно сейчас, в кризис для сельхозпроизводителя, во главе угла.
ВИКТОР ТОПОЛОВ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ООО «ВОЛОВСКИЕ НИВЫ»
«У нас нет в хозяйстве иностранной техники, мы работаем на отечественных машинах, поэтому и отдали предпочтение «Кировцу», и наша техника хорошо с ним будет работать и техобслуживание производить легко, и ремонт у нас более дешевый проводят, чем на технике иностранной».
Господдержка крестьянина одновременно стимулирует и машиностроителей. Производство на петербургском тракторном в этом году выросло почти в два раза. Конвейер целиком модернизировали. Почти полностью отказались от немецких двигателей. Заменив их на конкурентные тутаевские. Эффект от программы импортозамещения, говорят на заводе, очевиден. Главное, чтобы она была долгосрочной.
СЕРГЕЙ СЕРЕБРЯКОВ
ДИРЕКТОР ЗАО «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД»
«Создание новых технологических цепочек, межотраслевых цепочек сам по себе процесс длительный, а если он не будет иметь поддержки на долгосрочной основе, то он станет невозможным, поэтому эта программа должна быть рассчитана как минимум на 10 лет вперед».
Пока обеспеченность хозяйств отечественной техникой не превышает 25%. Производители надеются, что ситуация может измениться именно сейчас, когда импорт упал на 70%. Свою роль должна сыграть и помощь государства. В 2015-ом на поддержку механизации села власти потратят почти 4 миллиарда рублей. Не мешает обратить внимание и на зарубежный опыт госпомощи.
КОНСТАНТИН БАБКИН
ПРЕЗИДЕНТ АССОЦИАЦИИ «РОСАГРОМАШ»
«Сырье нам достается по ценам более высоким, чем достается нашим западным конкурентам. Их поддерживает государство. Есть программы продвижения продукции на экспорт. Финансовые схемы поддержки выставок, работы с чиновниками. То есть у нас отдельные фирмы конкурируют с западными объединениями фирма тире государство».
Уже через три года производители сельхозмашин обещают полностью преобразить отрасль. И даже целиком вытеснить с рынка зарубежных конкурентов. Правда, чтобы чудо произошло, необходимы дополнительные условия. Дешевые кредиты, низкие налоги, защита от недобросовестной конкуренции, грамотная подготовка кадров. Но, самое главное, спрос потребителя. Обновлять парк машин в кризис решатся, скорей всего, не многие.
Екатерина Кожевина, Павел Благонравов, Эрнест Сабо-Портно. РБК