Толерантная Россия. Многоконфессиональная Сибирь. Профессиональные стандарты: Мастер золотного шитья
Информационную поддержку проекту оказало руководство управления Минкульта России в УФО, Клуб ЮНЕСКО «Сибирские золотошвеи» Фонда развития науки, культуры, образования, спорта и туризма «Содружество» и Общероссийская общественно-государственная организация «Союз женщин России».
Круглый стол «Традиции золотного шитья в системе туристской дестинации Тюменской области» прошел недавно в Тобольске
Этот вид народного искусства, бытовавший в Западной Сибири до 18 века, признан еще одним брендом Тюменской области
О светской вышивке в деталях одежды, а также о перспективах развития нового бренда и создании тематического маршрута рассказала Елена Сулейманова.
О многовековой традиции религиозной православной вышивки золотом и серебром, пришедшей к нам из Византии, рассказала настоятельница монастыря игуменья Анна, которая провела мастер-класс в стенах монастырской мастерской.
Хранитель Ембаевского музея Нэля Файзуллина рассказала об ембаевских мастерицах, сохраняющих старинный вид искусства и представила образцы традиционных народных татарских нарядов с вышивками — это жилет — «комзол», матерчатый нагрудник — «изю», налобная повязка — «сарауц», головной убор — «калфак».
Тобольский музей на специально подготовленной выставке представил из своих фондов драгоценные предметы, расшитые золотом, серебром и жемчугом — русский народный женский костюм, кокошники, пояса и головные уборы, детали церковного облачения.
Наследие тысячелетий
Возрождение традиций золотного шитья в Тюменской области
Тюменская область — один из уникальнейших регионов России с богатым историческим наследием и очень прогрессивным настоящим. Регион называют «Вратами Сибири», через которые открывается наибольшая часть нашей Родины — загадочная, необъятная и удивительная. В Тюменской области исторически в мире и согласии проживает более 140 национальностей, объединённых культурным, духовным и природным наследием. Традиционные промыслы и ремесла края имеют богатую историю, уходящую вглубь веков. Тюменские махровые ковры и тобольская резьба по кости, расписные гончарные изделия и резные деревянные наличники, вышивка и ручное ткачество в ХIХ – начале ХХ вв. с триумфальным успехом представляли Тобольскую губернию на всех самых крупных всероссийских и международных выставках.
Искусство золотного шитья также было широко распространено как среди городского и крестьянского населения, так и в золошвейных мастерских монастырей, церквей и храмов, в частности Тобольском Иоанно-Введенском женском монастыре. В собраниях музеев городов Тюмени и Тобольска представлены уникальные коллекции вышитых изделий, выполненных в золотошвейной мастерской Иоанно-Введенского женского монастыря. Это расшитые золотыми и серебряными нитями одеяния священнослужителей: феноли (верхнее облачение), поручи, пояса, а также сакральные предметы церковного убранства: иконы и оклады, покровцы и покрова, хоругви и плащаницы. Женский обитель на протяжении многих лет являлся центром золотошвейного искусства Западной Сибири. Так, во время посещение Тобольска Великим князем Владимиром Александровичем Романовым (сыном Александра II) в 1868 году, настоятельница Дорофея со старшими сестрами обители поднести Его Императорскому Высочеству икону Святого Иоанна Предтечи шитую золотом и работы от учениц — туфли, расшитые золотом по голубому бархату и записную книжку вышитую золотом по малиновому бархату. Знаменательным в жизни Иоанно-Введенского монастыря был 1904 год, когда золотошвейные изделия сибирских мастериц были представлены на I Всероссийской выставке монастырских работ и церковной утвари. Выставка была организована в Таврическом дворце Санкт-Петербурга под покровительством Императорского Дома. В работе экспозиций участвовало 78 русских православных обителей и 70 из них — это женские монастыри и общины со всех, в том числе самых дальних областей обширной Российской Империи. Это было уникальное для того времени и первое мероприятие такого рода в России.
В убранстве церквей и храмов вышитые произведения играли большую роль, что связано с сакральным значением золота и серебра. Золотой цвет означает райский божественный свет, который символизирует цвет духовной жизни, и является символом истины, вечности и познания мира. Не случайно из-за обилия золота, «блеска и сияния золотного шитья» современники часто называли православную церковь «пышной, восточной, византийской». Золотошвейные произведения, как особо ценные предметы дарили представителям духовенства и правителям других стран. И вот уже много столетий, роскошные узоры драгоценной вышивки завораживают человечество.
Шведский исследователь И.П. Фальк, член Российской Императорской Академии наук и художеств, в середине XVIII в. так писал о сибирячках: «Прядут холст и крестьянское сукно, вяжут чулки и перчатки, плетут тесьмы, кружева и бахрому, вышивают кокошники золотом и серебром…». Тюмень всегда была крупным торговым и ремесленным центром, связывающим рынки Европы и Востока. В ХVII в. за рекой Турой напротив города возникла Татаро-бухарская слобода. Известно, что кроме торговли, бухарцы и сибирские татары занимались ремеслами и промыслами. В искусстве вышивки у них особое место занимало золотное шитье – древнейший и глубоко традиционный вид народного декоративно-прикладного творчества. В основном это были расшитые золотом национальные мужские и женские наряды: тюбетейки, сарауцы (налобная повязка), изю (нагрудное украшение), свадебные головные покрывала, накосные украшения, сафьяновые сапоги и туфли, бархатные калфаки (головной убор) с характерным для них орнаментом в виде цветочного букета, золотого пера и «птичек счастья».
Со второй половины XIX в. золотое шитье становится народным промыслом. Выполняли вышивку сибирские мастерицы на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче и бархате, затем изделия украшали блёстками, драгоценными камнями, ювелирными бляшками и мишурной тесьмой. Золотную нить (канитель, трунцал или бить) укладывали по нанесённому на ткани узору и прикрепляли шёлковой нитью в цвет основной нити или контрастных цветов, создавая одноцветные и многокрасочные узоры. И как бы со временем не изменялся ассортимент изделий, их назначение и место в интерьере, орнамент и характер композиций, размеры и пропорции вещей, художественный строй золотного шитья, его особенные техники остались неизменными.
Уникальные памятники золотного шитья, которые хранились в течение многих десятилетий, а порой и столетий в фондах музеев Тюменской области позволили воссоздать колорит традиционного сибирского ремесла, а также стилистические особенности золотного шитья – традиционного художественного промысла региона. Благодаря тюменским исследователям и музейным работникам интерес к золотному шитью возрождается. Фундаментом для интеграции золотошвейных традиций в современное искусство послужили результаты Научно-исследовательского проекта «Живопись иглой — золотное шитье Сибири», реализованного Фондом развития «Содружество». В рамках Национальной программы «Культура России. Творческие люди» проектная деятельность была поддержана региональным департаментом культуры и Общественной палатой города Тюмени. Успешная реализация проекта позволила создать в областной столице мастерскую «Сибирские золотошвеи», которой Министерство иностранных дел Российской Федерации присвоил международный статус «Клуб ЮНЕСКО». Основной задачей клуба является сохранение традиций золотного шитья как нематериального наследия народов мира. Клуб занимается культурно-просветительской деятельностью, исторической реконструкцией, проводит творческие мастер-классы, фото-сессии, выставки, экскурсии, участвует в российских конференциях и международных форумах. В 2020 году на VI Всероссийском конкурсе «Туристический сувенир» методическое пособие «Энергия тысячелетий: возрождение традиций золотного шитья в Тюменской области» было отмечено Специальным дипломом.
Сулейманова Е.Г.,
магистр музеологии,
руководитель Клуба ЮНЕСКО «Сибирские золотошвеи»